Главная » 2023 » Август » 21 » Рубрика "55 историй о районе" - Железная дорога Ивдель-Обь
13:51
Рубрика "55 историй о районе" - Железная дорога Ивдель-Обь
История Советского района складывается из историй людей, работающих на его благо, истории предприятий и учреждений, истории поселков. В рамках празднования двух юбилейных дат - 55-летия со Дня образования Советского района и 60-летия городского поселения Советский мы хотим вам рассказать 55 историй о нашем районе. История семнадцатая. Железная дорога Ивдель-Обь. В конце 1957 года начались подготовительные работы к строительству железнодорожной магистрали, которая должна была связать Урал с бассейном Оби. В марте 1959 года строители приступили к прокладке мощной стальной колеи Ивдель-Обь. Ей было суждено дать жизнь девяти леспромхозам и рабочим поселкам Кондинского района, вошедшим в феврале 1968 года в состав Советского района. Стальную магистраль назовут трассой мужества. Это будет позже, а тогда никто из ее строителей еще не знал, с какими трудностями придется столкнуться, каких сверхусилий эта стройка потребует. В 1959г. надо льдом заснеженной Лозьвы – реки глухо застучали копры. От города Ивдель отправились транспортники – строители в свой почти 400- километровый поход на Обь. Это был подготовительный цикл работ. К концу года рельсы ушли в тайгу только на четыре километра. А к июлю 1963г. стальной путь пролег на 253 км. В 1959 г. когда началась стройка, у трассы будущей дороги был лишь один маленький поселочек Вершина на реке Пелым. Население всего два десятка человек. К весне 1963 года новые поселки выросли у 16 действующих станций дороги: Пионерский, Комсомольский, Советский, Зеленоборский и др. Железную дорогу в тяжелейших климатических условиях, среди топей и тайги могли построить только «железные люди». Морозы были лютые, столбик термометра опускался до – 50 градусов. Железо не выдерживало, механизмы выходили из строя. И всё-таки жестокий мороз был для них больше другом, чем врагом: тяжелая техника и строители могли передвигаться по скованным мерзлотой болотам. Лед небольших таежных речушек такой тяжести не выдерживал, и тогда в ледяную воду вместе с машинами проваливались люди. Зимой работали в снегу, под студеными ветрами, летом – в трясине и в грязи, донимаемые дождями и гнусом. Работы по строительству магистрали вели коллективы механизированных колонн № 15, 51, 55 и 87 треста «Уралстроймеханизация» Минтрансстроя и военнослужащие частей Краснознаменной бригады железнодорожных войск Советской армии. В разное время строительством магистрали руководили полковники Б.М. Васильев, И.В. Голштейн, В.А. Казимирчук. Солдаты-бульдозеристы валили деревья, прокладывая сквозь тайгу просеку шириной 45-47 метров, расчищали заносы и завалы, строили мосты. Рабочие механизированных колонн и воинские подразделения вели земляные работы, устанавливали линии связи. Учитывая важность строящейся железнодорожной артерии для развития лесной промышленности и для освоения запасов нефти и газа, открытых геологоразведчиками в этом регионе, Совет Министров СССР в 1961 году принял специальное постановление об ускорении сооружения дороги. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью. В 1961 году на строительстве магистрали был испробован опытный образец нового путеукладчика, который позволил повысить производительность труда. За его освоение стройка была удостоена Диплома Выставки достижений народного хозяйства СССР, а лучшие механизаторы были награждены медалями ВДНХ. Железная дорога была стройка молодых. Тяжелейшие условия труда и быта (военные строители жили в брезентовых палатках, гражданские – в сборных щитовых домиках барачного типа) не смогли победить жизнерадостности и интереса к жизни. Молодежь находила время и на песни, и на танцы, и на любовь. Строить было много, а стройка связывала вместе молодые судьбы, играли свадьбы. 21 ноября 1961 года стальная колея пересекла границу Свердловской и Тюменской областей и устремилась дальше, на Приобье. 10 июня 1962 года от станции Першино Свердловской области до станции Ейтья (сейчас станция Алябьево) отправился первый товарный состав, к концу года – первый пассажирский поезд. В пос. Советский первый поезд пришел в августе 1963г. Датой открытия станции считается 1 ноября 1966г., когда приказом начальника Серовского отделения Свердловской железной дороги станция Картопья переименована в станцию Верхнекондинская. Станция Верхнекондинская в 60-80-е гг. отправляла до 50 вагонов леса в день, а получала материалы и оборудование для строительства дорог, газо- и нефтепродуктов, жилых домов, промышленные и производственные товары. Деятельность станции Верхнекондинская состоит в обеспечении графика движения поездов, формировании грузовых составов, приемке грузов у отправителей, сдаче прибывших грузов получателям. 2 апреля 1967 года в Сергино (Приобье) состоялся торжественный митинг, посвященный выходу строителей на последнюю станцию. Магистраль положила начало освоению уникального лесного запаса севера Тюменской области. Один за другим вдоль железной дороги возникли новые леспромхозы, давшие работу тысячам людей и свои имена населенным пунктам. Немало бывших строителей железной дороги Ивдель – Обь навсегда связали свою судьбу с Советским районом, вырастили здесь своих детей и внуков.


No Canvas Support?
Категория: Сегодня | Просмотров: 246 | Добавил: muzeu493 | Теги: ивдельобь, музейсоветский, хмаоюгра | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar