29 августа по праву можно считать днем рождения первого мотоцикла. В этот день, но только в 1885 году, Готтлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который, по сути, представлял собой велосипед с моторчиком. Сегодня представляем Вашему вниманию необходимый атрибут любителей двухколесного моторизированного транспорта, предмет из фондов нашего музея:
МОТОШЛЕМ
Мотошлем - это, пожалуй, самое первое из появившихся в свое время и до сих пор самое важнейшее средство защиты мотоциклистов. Кроме защиты от травм при падениях, во время поездок он оберегает лицо и глаза от встречного ветра, насекомых, пыли, грязи и воды.
Примерно до середины прошлого века мотоциклисты были предоставлены сами себе и ездили в чем попало. Из защиты головы повсеместно были распространены разве что специальные очки, схожие с теми, что применялись в авиации и у шоферов автомобилей начала века.
Определенным толчком к развитию эффективной защитной экипировки стала трагедия, случившаяся в Великобритании в мае 1935 года, когда легендарный подполковник Лоуренс Аравийский, большой поклонник мотоциклов, разбился и после шести дней без сознания умер от травмы головы. Это был не последний человек в Британской Империи, и этот инцидент имел определенный общественный резонанс. Один из врачей, пытавшихся спасти подполковника, молодой нейрохирург Хью Кэрнс, позднее провел серьезное исследование множества мотто ДТП со смертельным исходом и опубликовал серию статей в «Британском медицинском журнале».
Эта научная работа легла в основу первых требований к безопасности и стандартов производства мотошлемов, которые были разработаны в Великобритании в начале 50-х годов. В 1953 году была запатентована конструкция, которая легла в основу мотошлемов, вплоть до современных моделей. Идея была в том, что шлем должен иметь жесткую внешнюю оболочку и ударопоглощающую внутреннюю. Такие шлемы появились сначала в военной авиации, а затем и в гражданской сфере – для мотоциклистов.
Первой страной, где применение защитных мотошлемов стало обязательным для мотоциклистов, стала Австралия, где с 1 января 1961 вышел соответствующий закон.
У нас в стране мотошлемы стали обязательными для водителей мотоциклов и мотороллеров в 1967 году после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».
На сегодняшний день можно приобрести шлемы разной формы, цвета, текстуры, с разными рисунками и орнаментами.
Шлем мотоциклетный. Последняя четверть ХХ века.
И.А. Баскакова, специалист по учету музейных предметов МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»
|