Что такое искусство

Сегодня мы будем говорить об искусстве. Что же такое искусство?

Искусство может ассоциироваться с такими словами как творчество, творение, создание, произведение чего-то нового. Искусство- это процесс и результат деятельности человека, связанный с творчеством и фантазией. Произведение искусства – результат творчества художника.

Кто такой художник и что можно назвать творчеством?

Художник – человек, создающий художественные произведения в любой области искусства. Художник обладает желанием и способностью претворять впечатления жизни, переживания, мысли, весь свой социальный опыт в выразительные и неповторимо индивидуальные музыкальные, живописные, поэтические и другие образы.

Творчество же означает преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. А творчество возникает лишь тогда, когда художник не только умеет, как сделать, но у него есть что рассказать – сказать людям! Есть мысли, но обязательно свои и ни в коем случае не повторение мыслей чужих; есть свои идеи, свои тревоги и радости, однако важные при этом и для всех других людей. И вот когда «что» и «как» (а по другому содержание и средства) соединяются неразрывно друг с другом, соединяются в особое слитное единство благодаря мастерству художника это и есть творчество, а в творчестве возникает произведение искусства с его неповторимым содержанием и художественным языком. Особенностью творчества художественного, в отличии, например от научного, в том, что главным его результатом становится не «открытие», а «произведение»; не познание новых фактов и закономерностей реального мира, а создание особой, «второй реальности»: картин, статуй, стихотворений, фильмов и т.д.. Такие слова, как «творчество», «произведение искусства», «художник», имеют общий смысл для всех видов искусства – для литературы, музыки, изобразительного искусства, для театра, кино и так далее, потому что искусств – много.

Искусство одухотворяет человека, обогащает человека духовно. В искусстве все доставляет духовное удовольствие, удовольствие от языка, от художественности - это значимо для каждого по отдельности.

Искусство воздействует как сама жизнь через иллюзию существования, воспитывает, пряча воспитательные моменты. Искусство формирует человека нравственно, эстетически. Человек, когда усваивает художественную информацию, меняет систему ценностей.

Люди выражают себя в искусстве, самоутверждаются в нем. Искусство как способ самоутверждения человека выявляет и развивает его творческие способности. Учит видеть прекрасное и безобразное, распознавать трагическое и комическое, отличать добро от зла.

Также искусство восполняет недостающее человеку: эмоции, набор жизненных переживаний, идеальные моменты жизни, творческую активность. Искусство компенсирует одиночество, так как искусство это своего рода общение, общение через произведения искусства.

Благодаря общению, люди объединяются. Искусство-способ подлинного духовного объединения людей. Искусство- оно для всех и способствует объединению людей, создает единство человеческого рода, общности.

Искусство помогает накапливать и обогащать человеческий опыт. Мы не можем жить вне искусства и не хотим этого. По этим причинам искусство - важная часть человеческой истории.

 

Существуют различные формы художественно-творческого освоения мира человеком - виды искусства.

Искусства делятся на:

ВРЕМЕННЫЕ - восприятия, которых развернуто во времени. Это музыка, литература.

Музыка-вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов является звук. Музыка, в отличие от других искусств, не воспроизводит конкретные явления внешнего мира, но обладает огромной выразительностью и силой воздействия, способностью передавать духовную и душевную жизнь человека и создавать не передаваемые словами «картины».

Литература-«искусство слова». Носитель образности в литературе – речь - позволяет осваивать и истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в том числе и внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях.

ПРОСТРАНСТВЕННО_ВРЕМЕННЫЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) - это театр, кино, видеоискусство.

В основе театра лежит сценическое действие, выступление актеров. Театр – синтетическое искусство. В создании театральных представлений участвуют, как правило, различные виды искусств (изобразительное искусство – декорации, костюмы, грим; музыка – звуковое оформление; литература – произведение, лежащее в основе представления). В процессе спектакля актер создает сценический образ своего героя, выступая, одновременно и как творец, и как исполнитель. Он окрашивает роль своей индивидуальностью, дает свою трактовку произведению.

Опера и балет тоже относятся к видам музыкально-театрального искусства (в опере поют, а балет – театральное представление в форме танца, где главную роль играет музыка, подчеркивающая нюансы сюжета и настроения).

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ - которые можно воспринять как бы одномоментно, охватив одним взглядом. Сюда относится архитектура, изобразительное и прикладное искусство, художественная фотография.

 

Каждый вид искусства обращен к разным чувствам и выражает себя с помощью лишь ему присущих средств, каждый вид по-своему обогащает процесс постижения окружающего мира.

 

А ведь не всякое искусство увидишь, музыку, например, слушают и для нее важен слух. Героев прочитанных книг (искусство литературы) мы представляем себе в уме, в воображении, причем каждый по-своему! Глазами же мы видим искусство изобразительное. Во все века существования человека, во всех странах мира было и есть изобразительное искусство. Войдя в страну изобразительного искусства, нужно овладеть языком этой страны, языком особым. У каждого вида искусства есть свой язык: архитектура говорит на языке пространства и объемов, скульптура – на языке объемов, графика – линий, живопись – цвета. Зная язык искусства, можно «прочесть» его. И тогда произведение «выговаривает» свое заветное содержание, передавая нам мысли, слова и энергию создателя – художника.

Изобразить художник может все! Леса-поля, деревья-травы, облака-звезды, города-горы, океаны - космос.… Это может быть зверь и птаха, цветок и солнечный луч, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно ушедших, а значит жизнь сегодняшняя, прошедшая иль даже не наступившая. Художник изображает мир и таким, каким мы все его видим, и таким, каким видит его только он, один – художник. Художников много и работают они с помощью разных изобразительных техник, и потому мастеров изобразительного искусства различают и называют по-разному. Кистями и красками работают живописцы; карандашами – графики; а скульпторы делают изображения в глине, пластилине, камне, дереве, металле.

Само слово «живопись» — значит живописать т.е. писать жизнь. Картин в мире существует огромное множество. Они как окна, в которые можно заглянуть и увидеть то, что видели когда – то художники и запечатлели навсегда в красочном изображении. А видели они в разные времена - разное и изображали по – разному.

Но какими бы разными ни были картины – они всегда цветные. Поэтому и говорят: живопись – это цветное изображение мира. А точнее – изображение в цвете и обязательно на плоскости. Цвет – это основной язык живописи. Набор красок, которыми пишет художник, определяет его палитру. Художник стремиться извлечь из своей палитры как можно больше цветовых звучаний.

 

Каким же образом возникает красочное изображение под названием «картина»? Откуда берется цвет?

Пожалуй, об этом знают все, т.к. сами «живописали», кисточкой добывая для своих произведений нужный цвет из красок или из их смеси. Наверное, вы знаете и о разном характере красок. Например, единый красный цвет, окажется нежным и прозрачным в технике акварели или, напротив, густо – бархатным – в технике гуаши.

Вот и получается различный цвет, различный характер красок, благодаря разным техникам.

Самая любимая техника, самая распространенная среди художников – это техника масляной живописи, краски которой гибки, цветоносны, склонны в смешении друг с другом давать тончайшие сочетания. Они очень прочны. Картина, написанная в технике масла, может обладать и матовой и блестящей поверхностью, но краски ее всегда отличаются особой сочностью, словно они всегда влажны, никогда не высыхают, а потому сохраняют яркость.

Доказательством силы и прочности масляных красок служит само время, ибо до нас доходят произведения из такого далекого прошлого, что его столь же трудно себе представить, как вообразить будущее. Прочность масляной техники зависит от прочности основы. Например, живописец, работающий в технике масла, уже не обойдется бумагой, ему понадобятся для произведения дерево, картон, стекло, металл, конечно холст, натянутый на подрамник. Кроме того, он грунтует плоскость будущей картины. Грунт – это слой специального состава, который наносится на всю поверхность.

 

Акварель (от лат. «вода»)

Различие «характера» красок в живописных различных техниках зависит от связующих. Водяная акварель – нежно – прозрачная; клеевая гуашь – непрозрачная бархатная; яичная темпера – плотно – матовая, а масло и есть масло – густое, блестящее. Например, в акварели связующее вещество – некрепкий растительный клей, текучий мед или сахар, глицерин. Эти связующие легко поддаются действию воды как разбавителя, а, растворяясь в ней, они дают свободу цветным крупинкам пигмента. И они, действительно, плавают в сладкой водяной капле; высыхая же так и остаются на определенном расстоянии друг от друга, давая возможность просвечивать листу бумаги. Отсюда «прозрачность» краски, хотя акварель способна быть и густой, яркой, но никогда она не бывает «бархатно-густой», как, например, гуашь.

Гуашь совершенно непрозрачна, а высыхая, становиться почти бархатной и такой приятной глазу, что хочется погладить. Непрозрачна, так как в нее подмешивают белила (белую краску), которая отнимает прозрачность. Красочный гуашевый слой необычайно плотен; сквозь него не проглядывает бумага, как в акварели. Зато живопись в гуаши – хрупка и непрочная. Если ее не укрепить специальным составом, она осыпается, так как клей, входящий в красочный слой, не очень-то цепко держится за бумагу. Так почему же любят гуашь? Наверное, потому, что красива она, богата цветом, и потому, что легче в ней работать, чем в акварели, легче исправлять ошибки: положил свежий слой поверх – и все в порядке. А в акварели ошибка – это грязь, потеки.

Техника ХОЛОДНОГО БАТИКА. Методика заключатся в том, что после предварительного рисунка – эскиза изображение в натуральную величину переносится на кальку, а затем – на натянутый на специальную раму шелк. Основной рисунок наносится особой черной краской резервантом – смесь клея, воска, керосина), а промежуток между контурами закрашивают разноцветными анилиновыми красителями.

Графика – это вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок, потому что само слово «графика» происходит от греческого «графо» - пишу, рисую. Как и в живописи – графические изображения возникают на плоскости и в первую очередь на бумаге. Разделение живописи и графики на отдельные искусства не означает их действительно раздельного существования в жизни. Напротив! Именно в творчестве рисунок и живопись существуют неразрывно. И в живописи есть рисунок и рисунок может быть живописным. Живописец порой откладывает кисти ради карандашей, а график все равно берет кисти в руки, потому что художнику невозможно жить без своих живописных работ. На то они и художники.

Если живописцы «пишут» картины, то графики именно рисуют. Так что рисованные листы и есть их произведения. Рисуют в графике потому, что их изобразительные материалы – сухие, твердые, в отличие от жидких красок живописцев. МАТЕРИАЛЫ ГРАФИКИ ЭТО: КАРАНДАШ, ТУШЬ И ПЕРО, УГОЛЬ, РАЗЛИЧНЫЕ МЕЛКИ, ПАСТЕЛЬ.

Графики рисуют и мелом, разноокрашенными мелками (пастель). Пастель (разноокрашенные мелки) напоминают твердую цветную пасту. Такая сухая (а иногда и жирная) паста – пастель оставляет на бумаге особую бархатистую линию, а входящий в её состав мел приятно разбеляет все цвета, отчего становятся они неяркими, нежными, даже легкими. Богатейшие цветные наборы пастели и другие перечисленные материалы позволяют художникам работать линией, пятном, штриховками, что и зависит от основного содержания и главной цели работы.

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры.

 

Что же такое жанр?

Слово «жанр» - французское. Оно обозначает «вид», «род». Это значит, что содержание определенного рода выступает под именем того или иного жанра, и, произнося название жанра, мы понимаем, о чем будет картина, какую тему мы встретим в ней: «природу», «человека», «предметы», «животное» и так далее.

У каждого художника есть свой любимый жанр.

Самый древний жанр – «портрет» - изображение человека, изображение индивидуального облика, ибо каждый человек уникален и индивидуален. Портрет бывает погрудный или, напротив, в рост, либо пишут одно лицо. Не всякое изображение человека – портрет, потому что художник может писать «человека вообще», ни с кого его не списывая. Но когда он пишет конкретного человека, тогда он работает над портретом.

«НАТЮРМОРТ» – в переводе с французского означает «мертвая натура», или точнее – «неживая натура», то есть мир неодушевленных предметов. Ведь натюрморты изображают и «живую натуру»: прекрасные цветы, бабочек, птиц. Картины, где главные герои цветы, фрукты, книги. Это французское слово означает «неживая природа».

ПЕЙЗАЖ. Французское слово «пейзаж» (сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический) означает «изображение страны», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы, изображение природы в ее бесконечном разнообразии. Изображая пейзаж, художник не копирует природу, а старается выразить свои чувства через нее.

Картины, на которых изображаются события жизни, относятся к СЮЖЕТНО_ТЕМАТИЧЕСКОМУ жанру. Сюжеты бывают разные – исторические, батальные, бытовые, сказочно-былинные и другие.

Жанр может быть один, однако картины, написанные в нем, никогда не бывают похожи. Нет двух одинаковых картин – как нет двух одинаковых людей, что лишний раз доказывает близость произведения и человека.