12:11 Петровская (сусанинская, ивановская) игрушка | |
· Место и время зарождения Петровская глиняная игрушка – это традиционный народный промысел Костромской области деревни Петровское Сусанинского района. Игрушечный промысел существовал вместе с гончарным с незапамятных времен в д. Петровское бывшей Андреевской волости Буйского уезда Костромской губернии. На рубеже XIX-XX веков этим ремеслом занималось все мужское население деревни (около 100 человек). Гончарство в д. Петровское носило кустарный, семейный характер. Ремесло передавалось из рук в руки, от отца к сыну. Уже к 9 годам мальчики делали свои первые горшки и игрушки, которые продавались на ярмарках. Обжиг посуды и игрушек проводился в глинобитных русских печах, топившихся по-черному. Перед закладкой в печь сухие изделия намазывали дегтем или льняным маслом и посыпали свинцовым суриком. В результате этого они получались гладкими, блестящими и с характерным коричневато-оливковым цветом. Зеленоватый оттенок возникал в процессе восстановительного обжига глины, когда ржавчина превращалась в железную окалину в сочетании со свинцовой глазурью. Этот цвет – одна из характерных особенностей Петровской керамики. Гончарство было сезонное, обжигали только зимой. Летом печь не топили. Торговля тоже зимой в основном шла: на санях возить посуду удобней. Гончарные деревни стояли друг от друга километрах в 80–100. То есть продавали в радиусе около 50 километров. Поэтому петровская игрушка по России не разошлась. Здесь делалась, здесь же и продавалась. Гончарная промысел сушествовал до середины 60-х годов XX века – до того времени, пока крестьянам в колхозах не стали выдавать зарплату деньгами. Именно в 60-е годы меняется экономика в России. До этого времени посуда менялась на продукты, а теперь стали покупать фабричные чугунки, сковородки, миски. Гончарам работать стало невыгодно. Петровское обезлюдело. Осталось несколько стариков, которые не хотели переезжать. Петровская глиняная игрушка получила широкую известность и признание благодаря П.А. Иванову, который был не только искусным гончаром, но и талантливым мастером глиняной игрушки. После ухода из жизни мастера в 1984 году в д. Петровское глиняную игрушку больше не лепили. С середины 80-х годов в игрушечный промысел пришло новое поколение мастеров, для которых созданная П.А. Ивановым коллекция послужила эталоном Петровской игрушки. Сын Павла Алексеевича Вячеслав Павлович Иванов передал опыт современным мастерам: М.А. Шмарову, С.А. Пимановой, А.Н. Чечулину, Г.С. Тихомировой. Наиболее ярко проявил свой талант Михаил Александрович Шмаров, ставший в 1994 году народным мастером России, и по сути дела возродивший утраченный народный промысел Петровской глиняной игрушки. По сей день, Петровская игрушка остается ярким самобытным этнографическим явлением в России. Она является одним из символов Костромской области, подчеркивая ее уникальность и неповторимость. Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли. Мастера передают свой опыт молодому поколению, сохраняя традиции Петровских промыслов. При этом используются современные технологии и материалы: обжиг в муфельной печи, полив современными, более экологичными глазурями. · Сюжеты и особенности игрушек Набор образов Петровской глиняной игрушки самобытен. Это фигурки людей: Берегиня, Кормилица с детьми, Скоморохи, Мужики с балалайками и гармошками, Ряженые, а также изображения животных и птиц: птицы в кокошниках, утки, кони, олени, коровы, козлы, бараны, поросята, лоси, глухари, петухи и др. Главный образ Петровской игрушки: остроносая женщина с поднятыми вверх руками – Макошь, олицетворение славянской богини, в христианской традиции превратившейся в святую Параскеву Пятницу. Славянская Макошь, украшенная древним орнаментом, как правило, ставилась крестьянами в "красный" угол, рядом с иконами. Игрушки имеют три точки опоры, снизу они все одинаковые - лишь голова определяет образ. Третья точка опоры является свистком. В былые времена игрушку использовали в качестве музыкального инструмента. Звуки игрушки – свистульки сопровождали земледельческие обряды: встреча весны и солнца, праздники урожая, проводы зимы и др. Ямчато-гребенчатый архаичный орнамент игрушек наносится по сырой игрушке деревянной лопаткой и веретеном. Так украшались крупные обрядовые игрушки, а маленькие, детские забавы (5-6 см) были незатейливы, почти без украс. К базарному дню делали полную корчагу (15 л) таких игрушек. Игрушка – товарняк часто была бесплатным приложением к горшку. Для нанесения более сложных узоров гончары использовали штампы из глины или дерева. Орнаменты игрушек имеют древнеязыческую символику: солнце, мировое, родовое дерево, дождь, лестница в небо, встающие хлеба, вспаханное и засеянное поле, цветок плодородия. Материал подготовила – Алексеева Н.Ю. Источники: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/10135-muzej-petrovskaja-igrushka-v-kostrome.html http://www.pragmema.ru/ru/russian-clay-toy-susaninskaya https://nkhp.ru/promyislyi/hudozhestvennaya-keramika-farfor-fayans/petrovskaya-igrushka/ Журнал «Народное творчество» № 6,2004 г, статья «Петровская глиняная игрушка» #всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома, #музейсоветский, #музеиюгры, #Культура86, #департаменткультурыюгры ФОТО: 2. Костромская область 3. Павел Алексеевич Иванов 1908-1984 г. Именно он сохранил все образы петровской игрушки. 4. Петровская игрушка середины 20 века (Путеводитель по русским ремеслам) 5. Светлана Пиманова и Михаил Шмаров (г.Кострома) основатели Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА 6. Глиняная скульптура по мотивам Петровской игрушки. Автор Шмаров М.А. 7. Мокошь. Петровская игрушка, Кострома. Авт. Шмаров Михаил. 8. Кормилица. Шмаров М.А 9. Весенние заклички. Пиманова С.А 10. Скоморохи | |
|
22.11.2024 Мастер-класс «Часы в технике декупаж» |
21.11.2024 Для милых мам... |
20.11.2024 Открываем серию предновогодних мастер-классов в Музее истории и ремесел Советского района! |
20.11.2024 Фотопроект «Поколение защитников» |
Всего комментариев: 0 | |