Рубрика «Экспонат дня» - Папаха казачья
В современной России и современном Российском казачестве 1 сентября отмечается как праздник РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА. Представляем в нашей рубрике предмет - один из элементов одежды казака:
ПАПАХА КАЗАЧЬЯ
Среди казачества, так же как и на Кавказе, откуда пришла традиция носить высокие шапки из меха овцы — папахи, к одежде особое отношение. Папаха – не просто шапка, согревающая владельца, она — постоянный спутник казака во всех делах. Ее нельзя потерять или отдать, с непокрытой головой не выходят из дома. Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.
Слово «папаха» имеет корни тюркского (азербайджанского) происхождения. В дословном точном переводе, означаемое — шапка. На Руси, папахами, такие шапки стали называть только в XIX веке, в период участия казаков в Кавказских войнах, а до этого использовали разные названия. Самые распространенные были клобука или трухменка, как ее называли в донских войсках.
События революции ввели ограничения на ношение национальной одежды. Папахи исчезли из официальной формы, однако бережно хранились в семьях всех потомственных казаков. Позже, в казачьих частях было разрешено носить кубанки и папахи. Донце шапки выполнялось из сукна, имеющего цвет, отличающий принадлежность к тому или иному казачеству. Сверху нашивались две полосы-галуна в виде креста.
Отношение самих казаков к своему гардеробу нашло отражение в поговорках: «Папаху одевают не для тепла — для чести!», «Казаку важны две вещи, в его руках должна быть шашка, а голова покрыта папахой». В бою или пылу спора, если головной убор сбивали с головы, то это означает, что нанесли оскорбление, требующее ответа.
Папаха была элементом одежды зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, сбруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна.
Интересны некоторые факты, связанные с традициями казачества и ношением папахи:
-Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодоженами, как неуважение к ним и традициям.
-С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке, и ждали. В случае быстрого возврата шапки, жди отказа.
-Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.
-С уважением относились к атаману. Перед ним шапку снимали, а он свою надевал.
-Брошенная на землю в споре – она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца.
-За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали дорогие для казака вещи, иконки, молитвы охранные.
Часть из них потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.
Из фондов музея: Папаха казачья. Начало ХХI в.
Е.С.Мешкова, главный хранитель МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»
|