Рубрика «Из фондов музея»
1 сентября – по-особому знаменательный день, который символизирует роль и значение казачества в истории России. Казачество всегда было и остается надежной государственной опорой, основанной на традиционных ценностях, духовности, на верном служении и защите родной земли. Одним из главных атрибутов казаков является:
НАГАЙКА
Слово «нагайка», по одной из версий, происходит от имени хана Золотой Орды – Нагая, праправнука Чингизхана, племя которого занималось разведением крупного скота и лошадей, а также совершало регулярные набеги. Для более легкого управления лошадьми, а также для нанесения ударов, кочевники пользовались плетками, называемыми нагайками.
По другой версии – название происходит от слова «нага», что в переводе с санскрита означает «змея», что вероятно связано с особым плетением нагайки, напоминающим змеиную чешую. Также существует версия происхождения названия, связанная с местом ношения плети — за голенищем сапога (рядом с ногой), в связи с чем, ее постепенно начали называть нагайкой.
В старину обычно говорили: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». И не зря. Нагайка, несмотря на основное предназначение, являлась и является достаточно серьезным оружием. С её помощью казак мог, как отбиться от волков, так и причинить вред своим недругам. Вместе с этим, такая кожаная плеть всегда была и очень символична, своего рода, невербальный язык казачьего народа. Она олицетворяет устоявшийся семейный уклад казачьего домостроя.
В традиции российского казачества — нагайка тесно связана с Казачьим Спасом — древним, национальным боевым искусством, являясь одним из основных орудий ближнего боя. Однако нагайка, в отличие, например, от шашки, использовалась только тогда, когда нужно было лишь обезвредить: оглушить или обездвижить противника, но не было цели убить его.
По конструктиву можно выделить множество разных типов нагаек, но из основных стоит выделить два: донские (рукоять и плеть соединены зацепом в виде металлического кольца) и кубанские (конструкция цельная, а рукоять несколько короче, чем у донской). Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева. Кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака.
Нагайка сопровождала казака на протяжении всей его жизни. Ее вешали над колыбелью новорожденного младенца и клали в гроб вместе с шашкой, когда казак умирал. Считалось, что нагайка является мощнейшим оберегом, защищающим от злых духов, поэтому над изголовьем некрещеных младенцев — клали нагайку. Также известной с древних времен традицией было, в качестве знака особого почтения и расположения, бросить нагайку под ноги пришедшему гостю, что приравнивалось к земному поклону и считалось наивысшей степенью гостеприимства. Также существовала традиция обмена нагайками, что являлось подтверждением мира, проявлением наивысших дружеских чувств и взаимного уважения.
Очень впечатляет, что такой простой предмет, как нагайка, был и есть по нынешний день очень важным символом в жизни казаков, народа вольных степей.
Из фондов музея:
Нагайка казачья. Первая четверть XXI в.
Е.С.Мешкова, главный хранитель МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»
|