14:59 "Традиции в глине" - «Хлудневская игрушка» | |
Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, находящейся на границе Брянской и Калужской областей. Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века, хотя точных сведений о времени возникновения нет. Согласно одному из местных преданий, край деревни, называемый Бобровка, был заселен в 19 веке несколькими семьями крестьян, выигранными помещиком в карты. Они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, которое успешно прижилось, благодаря наличию больших залежей глины. Местные же старожилы говорят, что испокон веков мужчины «тянули» горшки, делали декоративную посуду – кувшины-«колеса», самовары, а женщины лепили погремушки («грематушки»), да свистульки: «соловьи», «сопелки», «гудухи», «солопелки». В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара. После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы. Хлудневская игрушка стала предметом коллекционирования и изучения достаточно поздно – с конца 60-х 20 века. Этому во многом способствовала деятельность комиссии по народному искусству, которая была создана в конце 60-х годов прошлого столетия при Союзе художников РСФСР. Они занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью, некоторой грубостью форм и незатейливостью росписи. Сюжетов у хлудневской игрушки множество. Тут и привычные традиционные сюжеты и образы – петухи, кони, козы, коровы, медведи, всадники, бырыни с детьми (няньки) или живностью (птичницы). Были и диковинные по форме звери и птицы – павлины. Уникальными образами для хлудневской игрушки являются «барыни»-грематушки, «древо жизни», свистульки-перевертыши - отражающие простонародное понимание жизни. «Древо жизни» - это своеобразный собирательный образ природы, дающий жизнь всему живому. Аналогов этому образу нет. Его назначение – оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает свой особый смысл. Образ «древа жизни» появился благодаря мастерице А.Ф. Трифоновой. Любимы мастерами сюжетные сценки с многофигурными композициями, состоящие из нескольких элементов, которые лепят отдельно, а затем присоединяются друг к другу. Почти все хлудневские игрушки-свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он примазан торчком к колоколу юбки барыни или к шинели солдата. Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины - синики. Игрушку традиционно лепили из одного куска глины, тщательно формуя. На сегодняшний день игрущка уже имеет много лепных деталей. Свисток («куртупка» или «куржупка») лепят отдельно из маленького кусочка глины и позже примазывают его к общему объему. Сушат на открытом воздухе в течение 2-3 дней, после обжигают в печи. Во время обжига глина под воздействием высоких температур меняет свой цвет, приобретая уникальный светло-розовый оттенок. Поначалу игрушки были не раскрашенными. Позже их стали расписывать мелом, сажей, синькой на молоке и даже настоем ржавого железа. Также использовали краски, добытые из цветов и растений:
Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки и прутики, разможенные на конце. С появлением в деревне красок игрушки приобрели свой уникальный и узнаваемый вид. Краски, которыми расписывают сейчас – акриловые. Хлудневские игрушки не расписывают полностью, а наносят цвет только на отдельные элементы— рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей. Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:
Раньше, когда игрушки использовали в ритуальных действиях, в их роспись вкладывали совершенно конкретный смысл. Чаще всего это были просьбы о дожде, об урожае. Общий принцип росписи – роспись выступающих частей и по фону- солярные знаки. Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Самые распространенные графические элементы:
В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки продолжает жить и развиваться. Секреты мастерства хранят, берегут, передают новым поколениям, потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков создавали хлудневскую игрушку. Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
Источники: https://www.showbell.ru/promysly/?st=hludnevo https://drdk.kaluga.muzkult.ru/hludnevo https://dmkaluga.ru/istoriya-xludnevskoj-igrushki Волшебство глиняной игрушки. Часть 1./ сост. О.В. Кудина. – М.: Формат-М, 2020. – 68 с. Поверин А.И. Русская народная глиняная игрушка: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. – 88 с.: ил. #всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома, #музейсоветский, #музеиюгры, #Культура86, #департаменткультурыюгры
ФОТО: 1. А.Г. Заборских. Колокольчики в стиле хлудневской глиняной игрушки. Коллекция О. Поповой
2. Калужская область
3. Обжиг хлудневской игрушки
4. Роспись игрушек
5. Мастерицы хлудневской игрушки
6. Т.И. Бубнёва. Барыня с птицами. 1986 7. Студницкая Анна Васильевна. "Тяни-толкай", 1980 8. Хлудневская игрушка. Фонд НХП. Выставка- Свистульки мира. История и современность, 2009 9. Хлудневская игрушка в ДМЗ Царицыно, 2014 10. Хлудневская игрушка в калужском Доме мастеров, 2018 | |
|
22.11.2024 Мастер-класс «Часы в технике декупаж» |
21.11.2024 Для милых мам... |
20.11.2024 Открываем серию предновогодних мастер-классов в Музее истории и ремесел Советского района! |
20.11.2024 Фотопроект «Поколение защитников» |
Всего комментариев: 0 | |