Главная » 2021 » Март » 22 » "Традиции в глине" - «Жбанниковская (городецкая) игрушка»
14:25
"Традиции в глине" - «Жбанниковская (городецкая) игрушка»
  • Место и время зарождения

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушки датируется XIII веком.

Неизвестно точное время возникновения промысла свистулек в деревне Жбанниково Городецкого района. При археологических раскопках в Городце были найдены подобные изделия, и их отнесли к XIII веку. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. Территория Городецкого района имела сравнительно немного плодородной земли, поэтому население занималось различными кустарными промыслами, изготавливали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались вышивкой. Земля была богата черной глиной с золотистой россыпью, которая после обжига становилась красного цвета. Из такой глины изначально делали жбаны для кваса и прочих напитков, отсюда деревня и получила свое название. А позже так стали называть и свистульки, которые здесь изготавливались.

     В начале XX столетия такие свистульки лепили не только в Жбанникове, но и в деревнях Проскурино, Шадрино и Роймино. В 1930-х годах жбанниковская свистулька получила широкую известность. Особенно ценились в свое время свистульки Степана Григорьевича Сироткина, по его стопам пошла и дочь, Валяева Марфа Степановна, мастерица из деревни Шадрино. Мастер Вадим Николаевич Жарков научился свистулечному ремеслу от своей родственницы М. С. Валяевой. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение. До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления.

Назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и привносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Мастера придерживались старых традиций, поэтому в изображении животных присутствует сказочная архаичность и они воспринимаются героями русской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления.

  • Конь-свистулька ассоциируется с Хорсом, не случайно он часто красился в красный цвет, а также с Перуном и Даждьбогом.
  • Козлик, баран или медведь заставляют вспомнить мифологический образ древнейшего бога Велеса.
  • Курица ассоциируется с богатство  и богиней Макошью, петух – с Дивом.
  • Олень – с Родом.
  • Свистулька-утка должна была привлечь плодородие.
  • Корова точно приносила здоровье.

Лепили мастера фантастических птиц – сирина, алконоста – и животных, полуконей-полулюдей – полканов. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.

Большое значение было уделено цвету игрушки:

  • белый символизировал жизнь,
  • красный – тепло и любовь,
  • синий – небо,
  • черный – плодородие,
  • золотистый – материальный достаток.

Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми.

Технология изготовления

Жбанниковская игрушка - это игрушка-свистулька, имеет три опоры - две небольшие передние кругленькие ножки и 3-я опора является свистком. Была и 4-х опорная  игрушка – конь на 4-х ногах. Туловище любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы.

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глина вытягивается наверх и формируется голова будущего персонажа, ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Роспись игрушки довольно простая, но самобытная. Сначала одним цветом выполняется фон,  а затем сверху тычками из поролона или ватной палочки наносится полоски разных цветов. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку покрывали бесцветным лаком. Во время расцвета городецкой, хохломской росписи, на игрушку наносился и городецкий узор, и хохломские золотые кудри.

    Сейчас игрушкой занимаются как потомственные мастера, так и ценители народного промысла. Изготовляют как традиционную свистульку, так и на основе свистка-дудки авторскую игрушку. В заключение хочется отметить, что любое произведение народного промыла – это уникальное произведение искусства, т.к. изделия промысла не имеют серийного производства с полным промышленным циклом, каждое из них изготавливается и расписывается вручную, имеет особый, неповторимый дизайн.

   Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы явно восходят к древнейшим прототипам.    Жбанниковские дудошники – так называют народных мастеров свистульки на местном наречии – еще не перевелись, живет эта игрушка, радуя детей и взрослых.

 

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

 

Источники:

https://russianarts.online/75658-zhbannikovskaya-igrushka/

https://www.showbell.ru/promysly/?st=zhbannikovo

http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/russkaya-glinyanaya-igrushka/1024-zhbannikovskaya-glinyanaya-svistulka

http://design-fly.ru/iskusstvo/zhbannikovskaya-igrushka.html

 

ФОТО:

1. Конь, В. Сироткин, 1970-е г., Жбанниковская игрушка

2.Нижегородская обл.

3. Жбанниковские игрушки (2. В.С. Сироткин. Баран. 1983 г;. 3. В.С. Сироткин. Собака. 1983 г.; 4. П.С. Тимофеева. Всадник (на четырех ногах). Свисток. 1985 г.; 5. П.С. Тимофеева. Баба с кувшином. 1978 г.; 6. П.С. Тимофеева. Петух. 1978 г.). Дарвиновский музей. Выставка "Сказочная страна Нижегородия", 2017 г


4. Олень и дудки Сироткин С.Г. 30-е годы

5. Бык. Жбанниковская игрушка. Мастер Вениамин Степанович Сироткин, ВДПНИ

6.  В.С. Сироткин. Всадник. 1985 г.

7. садник Сироткин В.С. 1983 г.

8. Колокольчики из частных коллекций. Автор Наталья Смирнова, Городец

 


No Canvas Support?
Категория: Сегодня | Просмотров: 1473 | Добавил: muzeu493 | Теги: традиция, игрушка, глина | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar