10:32 Узоры русских росписей - Ракульская роспись | |
Ракульская роспись совсем не схожа с теми промыслами, что процветали в округе (устюжская, борецкая, пермогорская). В период своего расцвета и ракульское направление не уступало более известным «соседям». Его история не такая древняя, как у многих других течений: ранние работы относят к середине 19 века, а затухание промысла связывают с 30-ми годами прошлого столетия. Если и выявлять в росписи знакомые, возможно, заимствованные черты, это будет близость к миниатюрам поморских рукописей (созданных в селениях на реке Выг). Но интересна любому исследователю ракульская роспись тем, что точно можно проследить историю ее развития. Сводится она даже не к конкретному поселению, а к семье. В деревне Ульяновская прялки и набирухи (т.е. емкости для сбора ягод) расписывала лишь семья Витязевых. И каждое новое поколение подхватывало традиции родителей, продолжая, тем самым, развитие промысла. Мотивы ракульских изображения не особенно оригинальны. Чаще всего это либо растительный орнамент с переплетением ветвей и листьев, либо крупная листва на кустиках, либо стилизованные птицы. Но на деревянных досках, подносах, прялках и набирухах эти знакомые, типичные для народной росписи мотивы смотрятся очень нарядно, динамично, певуче. Что выделяет образцы ракульской росписи по дереву:
Удивительно и то, что работы не самого популярного русского промысла, органично выглядят в современном интерьере. Если в доме господствует нордический стиль с белыми сканди-стенами, обилием натурального дерева и натурального текстиля, в качестве декоративных акцентов яркие ракульские доски, подносы и блюда, шкатулки будут просто идеальны.В большинстве произведений художник выбирает основными цветами золотисто-охристый и черный, а глубокий зеленый и коричнево-красный можно считать второстепенными. Но такое деление условно. На охристо-черном сочетании еще ярче играют красный и зеленый, потому они могут казаться главными героями расписного арт-объекта. Черный цвет участвует не только в прорисовке контура, им выполняют усики, прожилки, завитки. Не везде, но в некоторых ракульских работах можно увидеть и рассыпанные белые полукружочки – они украшают весь орнамент.По цветовой насыщенности эта роспись опережает многие другие промыслы. Она яркая, жизнеутверждающая. Видно, что художник не боится колористической выразительности (и это новый довод в пользу того, что зародили промысел люди образованные). Он умело управляется с цветом, пропорционально распределяя его по полотну. Ни один цвет при этом не перекрывает другой.Маленькие ракульские птички с крохотной головкой, грузным тельцем, легким хвостиком стали лицом промысла. Над спинкой у этих пташек поднято одно крылышко, изображенное легкой изогнутой линией с небольшими штришками перьев. Но у этой традиционной пташки есть и «родственники», чуть реже встречающиеся на ракульских расписных изделиях. Другие варианты птичек:
Ракульская птичка рисуется в определенной последовательности. Грудка и клюв у нее прорисованы на одной линии. Голова маленькая, плавно переходит в грузное тело. Художник деликатно намечает крылышко, прорисовывает птичью головку. Только после этого туловище заливается цветом. Выполняется хохолок птички, лапки – в виде трех лучиков из одной точки, прорисовывается хвостик. Ракульская роспись – элементы кустик и растительный:
Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя. Фантастичность изображения растений – не эксклюзивна в ракульской росписи. И это относится к символике промыслов русского Севера. Такие растения ассоциировались с радостью в доме, неиссякаемым богатством, хорошим урожаем. Все рисунки – дань уважения к природе-кормилице, у которой народ в лице художника просит плодовитости, милости, щедрости. Возникновение ракульского промысла до сих пор досконально неизвестно, в справочниках и художественных пособиях информация о росписи дается кратко, сдержанно. Но ничто не мешает любителям народных промыслов почувствовать себя этнографами, попытаться узнать о самобытном и немного загадочном направлении больше. В век интернета это сделать легче. Ученые мира давно пытаются максимально точно ответить на вопрос – зачем человеку искусство. И пока они сошлись в наиболее убедительной версии: человек рисует, лепит, красит, вырезает и вышивает не только для души, для удовольствия и желания сделать мир красивым. Оказывается, это способствует эволюции человека. Занимайтесь творчеством, даже ученые уверяют – это очень полезно! Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района» Источники : http://design-fly.ru/iskusstvo/rakulskaya-rospis.html картинки и фото взяты с интернета.
| |
|
22.11.2024 Мастер-класс «Часы в технике декупаж» |
21.11.2024 Для милых мам... |
20.11.2024 Открываем серию предновогодних мастер-классов в Музее истории и ремесел Советского района! |
20.11.2024 Фотопроект «Поколение защитников» |
Всего комментариев: 0 | |